8(499)343-27-33
8(964)647-88-49
m-pereezd@mail.ru
Главная Схема проезда
Звоните!
8(499)343-27-33
8(964)647-88-49

Лифтовая отрасль

Наша МИССИЯ – добиться признания нас лифтовой отраслью, с дальнейшим формированием отраслевого саморегулирования

Евгений Агафонов, генеральный директор ООО ППК «ЭССАН-лифтэк», председатель некоммерческого партнерства «СИУЛ Со»

Выступление на XIV Национальном Конгрессе работников лифтовой отрасли 25 мая 2009 года.

Чем ближе мы приближаемся к концу 2009 года, тем больше у меня вызревает неприятное предчувствие, что XIV Конгресс окажется последним в нашей лифтовой истории по своей масштабности и значимости. Не хотелось бы в это верить. И вполне реально этого не допустить, по моему мнению, если бы мы смогли вернуться в свое лифтовое состояние до 2001 года.

Поясню свои мысли.

В незабытые еще советские времена в промышленности страны была жестко отлаженная вертикаль власти: министерства - управления - тресты - предприятия (НИИ, заводы, фабрики) - специализированные организации (например, ЖЭУ, лифтмонтаж, лифтремонт). Были единые стандарты и правила в управлении, проектировании, обучении, производстве, монтаже и обслуживании.



В годы «перестройки» многие министерства, управления, тресты бесследно растворились, и понеслось - кто во что горазд! В начале 90-х вводится процедура лицензирования за проектированием, изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений, как, впрочем, и в других видах деятельности. Казалось бы, все логично и цели благородные - исключить допуск к объектам повышенной опасности несостоявшихся фирм-однодневок, тем самым повысить качество продукции, монтажа и обслуживания силами достойных предприятий, обладающими современными технологиями, производственными мощностями и высокопрофессиональными кадрами. Все виды деятельности лифтовой тематики были подконтрольны Госгортехнадзору. Но получилось, как всегда: лицензии раздавались направо и налево. И, зачастую, получить лицензию сформировавшимся и хорошо известным на рынке предприятиям приходилось гораздо сложнее, чем новичкам. И это не способствовало качественному развитию лифтового рынка.

Спустя почти десятилетие новый кабинет Правительства осознал, что широкомасштабное лицензирование видов деятельности, кроме как к бюрократии и глобальной коррупции, ни к чему не привело. И 8 августа 2001 года выходит Федеральный закон № 128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на основании которого выпускается Приказ № 11 от 1 февраля 2002 года Госгортехнадзора России.

Приказ упразднил львиную долю видов деятельности по ведомству Госгортехнадзора, на которые впредь получать лицензии не нужно. Исключив лицензирование на определенные виды деятельности, на нас навешали всевозможные «добровольные» аккредитации, аттестации, сертификации, законность которых, как будто бы, не подтверждена федеральными стандартами и постановлениями, но без этих «верительных грамот» тебя всерьез никто не воспринимает. А кто и как выдает «путевки в жизнь», нам всем известно, понятно и, в общем-то, стало со временем для всех без исключения доступно. Лифтами стали заниматься все кому не лень.

Прошло время. Для всех стало очевидным, что предпринятые меры не исключили глобализма коррумпированной бюрократической машины, от которой у нас выработался стойкий иммунитет, и которая стала привычной и вполне понятной в жизни каждого из нас. Но что иной раз приятно удивляет - это то, что все же есть личности у нас во власти, которым «За Державу обидно»!

1 декабря 2007 года тогда еще Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», вступление которого в нашу жизнь ждут многие из лифтовиков - одни с надеждой, другие с равнодушием, третьи с настороженностью. А третьих с каждым днем становиться все больше и больше. Причиной тому - и события, которые происходят внутри нашего лифтового сообщества, и последующие Постановления и федеральные законы по саморегулированию.

После опубликования закона «О саморегулировании» я один из первых воспринял его с глубоким пониманием и надеждой. Провел множество совещаний и семинаров, писал стать в СМИ, выступал с докладами, участвовал в полемике. Многих заразил саморегулированием, привил веру и надежду в правильности и необходимости идти по пути формирования саморегулируемых организаций, построения взаимоотношений, прописанных в законе, стремления к высокому уважению и доверию потребителей наших товаров и услуг. В законе, как будто, все доходчиво и понятно прописано: объединяйтесь, формируйте компенсационный фонд, организовывайте профессиональные органы управления, стандартов и правил, контроля, аттестации и сертификации, проводите обучение персонала и повышение квалификации, будьте открытыми и доступными, жесткими и справедливыми, взаимодействуйте с уполномоченными федеральными органами контроля, исполнительной власти и местного самоуправления. И у нас есть такие возможности.

Я остаюсь сторонником не расчленения, а, наоборот, более плотного сплочения работников лифтового хозяйства. За время перестройки на лифтовом рынке сформировалось много интеллектуальных и административных институтов с высокопрофессиональным потенциалом - это специалисты инженерных центров, учебных заведений, Ростехнадзора, которые и должны занять главные роли в формировании и управлении ведущих и ответственных органов саморегулируемых организаций.

Когда-то успешно зародившееся объединение лифтовиков, вставшее на ноги, зарекомендовавшее и проявившее себя в глазах властных структур, не добилось самого главного - признания в качестве сформировавшегося объединения лифтовой отрасли. И вот сейчас мы пожинаем плоды нашего бездействия и равнодушия!

Вернемся к истории.

До вступления в силу федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 года лифтовые организации получали лицензии на право ведения монтажа, замены, модернизации, пуско-наладки лифтов и диспетчерской связи в органах Госгортехнадзора России. Закон лицензирование этих видов деятельности отменил. Но с чьего-то молчаливого согласия или сознательного действия, эти виды деятельности как-то незаметно перекочевали в строительную отрасль. Лифтовые организации подались за получением соответствующей лицензии в Росстрой. Получение данной лицензии было ненавязчивым и больше носило рекомендательный характер, то есть имиджевый и брендовый. Эта лицензия на повышение качества услуг, ну, никак повлиять не могла, особенно если учесть тот факт, что выдавали ее структуры, не совсем компетентные в лифтах.

Теперь давайте попробуем проанализировать ситуацию современной истории.

22 июля 2008 года выходит Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, регламентирует положения и условия формирования саморегулируемых организаций в строительной отрасли.

19 ноября 2008 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ...», который постановил: Минрегионразвитию РФ утвердить перечень видов работ для строительных саморегулируемых организаций; государственный контроль (надзор) за деятельностью ССРО возложить на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

И, наконец, приказом Министра регионального развития РФ от 9 декабря 2008 года № 274 введен перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В этот перечень вошли все виды работ по монтажу, замене, модернизации, пуско-наладке лифтов, эскалаторов и диспетчерской связи.

Нашему лифтовому братству пока остались производство и обслуживание лифтового оборудования.

Производителей лифтового оборудования в России можно по пальцам пересчитать. Выпуск продукции регламентирован техническими регламентами, правилами и положениями, подвержен пристальному надзору и контролю государственных и специализированных институтов. Таким образом, введение институтов саморегулирования в сферу производителей как-то сложно воспринимаемо и тяжело аргументировать его необходимость как обособленной саморегулируемой структуры. И еще: как это согласуется с иностранными производителями?!



Что остается? - сервисное обслуживание. Анализируя российский лифтовой рынок, приходишь к выводу, что около 90% организаций, занимающихся сервисным обслуживанием, ведут монтаж, замену и модернизацию лифтового оборудования. А эти виды деятельности составляют более значительную часть в бизнесе лифтовых организаций, но чтобы и в дальнейшем сохранить за собой право оказания подобных услуг, необходимо вступить в какую-либо строительную саморегулируемую организацию. Со временем в строительных СРО будут формироваться подразделения лифтовой тематики, появится необходимость создавать структуры (органы) аттестации и контроля лифтового хозяйства и лифтовых организаций. В сибирско-уральских городах массово проводятся совещания, организаторами которых выступают администрации городов и строительные саморегулируемые организации, приглашаются на подобные совещания и лифтовые организации, где им настойчиво рекомендуют вступать в ССРО. А рекомендациями такого рода очень нежелательно пренебрегать, если нет альтернативы, но таковой на сегодняшний день у нас нет.

Чуть ли не каждый месяц проводятся всевозможные «тусовки» лифтовиков с последующими туристическими маршрутами, приглашаются для престижа VIP-персоны, организаторы выступают с заманчивыми докладами, гордясь своими связями с депутатами и своими похождениями по кабинетам Правительства и министерств. Это все, уважаемые господа, по моему мнению, - пыль в глаза. Нет реальных результатов. Хотя результат можно спрогнозировать и при складывающейся ситуации он будет со знаком «минус». Если есть столь высокие связи и столь широкие возможности, так почему мы подходим к расколу лифтового союза?

С предыдущего года я на всех совещаниях публично задаю организаторам одни и те же вопросы, связанные с формированием саморегулирования на лифтовом рынке. Убедительных ответов ни я, ни мои коллеги так и не услышали, а вопросов становилось все больше. В итоге все они вылились в один: «А зачем нужно саморегулирование для лифтовых организаций в виде обглоданной кости, оставшейся от строителей?» И ту, скорее всего, подберет сектор жилищно-коммунального хозяйства.

XIV Национальный Конгресс лифтовых организаций станет для нас или стартовой чертой в новом витке формирования лифтового рынка, или финишной лентой, после которой мы разбредемся по разным строительным СРО, а затем и по СРО в ЖКХ, и вряд ли когда еще вместе стартанем. А чтобы этого не случилось, нам, лифтовикам, хотелось бы увидеть четкую программу наших лидеров по сплочению лифтовой структуры и свой конкретный маршрут, по которому мы готовы будем пойти все вместе, каким бы трудным он ни оказался. Если программа будет доходчива и убедительна, если мы в нее поверим, то будем готовы всячески, насколько в наших силах, ее поддержать, впрячься и дойти до конца. Вот только дистанция короткая - финиш 31 декабря 2009 года. Так что мы сейчас стоим на распутье двух дорог: первая понятная, но не наша; вторая наша, но непонятная!

Мои предложения для достижения миссии - признания лифтовой отрасли с дальнейшим формированием отраслевого саморегулирования:

1. Выбрать инициативную группу, назначить координатора группы. Предлагаемые кандидатуры группы: Ф.А. Лячин, В.А. Тишин, П.А. Полюдов, В.С. Котельников, В.Я. Комиссаров, М.А. Ваксман, В.М. Мамасуев, В.В. Самохин, А.А. Золкин. Срок - непосредственно на Конгрессе.

2. Инициативной группе разработать стратегию выполнения миссии, при необходимости привлечь информационно-аналитические институты, юристов, финансистов, экономистов и прочее. Срок - до августа, чтобы успеть до конца года.

3. Подготовить научно обоснованный технико-экономический расчет предполагаемых затрат для разработки и запуска в работу миссии. Срок - август.

4. Если теоретически окажется возможным достижение миссии, запустить параллельно работы по формированию саморегулирования в лифтовой отрасли.

5. Способствовать формированию СРО в регионах под курированием Центра (Союза, Ассоциации, Конгресса), для достижения единого правового поля (Стандартов и Правил).

6. Разработать структурную схему Всероссийского СРО, определиться с исполнительными органами, штатным расписанием и ФОТ, накладными и прочими расходами, довести до сведения лифтовых организаций, тем самым сориентировать по членским взносам. Срок - июнь.

7. При готовности инициативной группы выполнения миссии и формирования СРО в лифтовой отрасли, заручится гарантией финансовой поддержки лифтовыми организациями на настоящем Конгрессе, для чего необходимо подготовить протоколы о намерениях в поддержке и участии.

Необходимо довести до всех идею проекта саморегулирования. Нужно ли нам это или и так, как есть, неплохо? Какие цели преследуются, а именно: политические, технические и экономические?

Политические баталии развернулись по всей стране. Не проходит ни одна встреча, где бы ни поднимался вопрос о саморегулировании, агитация идет полным ходом.

В. Плескачевский, один из авторов ФЗ № 315, сказал, что закон будет нокаутирующим ударом по бюрократии и коррупции, придаст большую ответственность участникам реальной сферы экономики, тем самым повысит качество и надежность товаров и услуг. Но бюрократы и коррупционеры - это же не виртуальные личности, а самые обыкновенные люди среди нас, и никуда они не денутся, и достаток у них не уменьшится, оденут другой фрак и всего-то. А разве на производство и на обслуживание придут откуда- то другие специалисты? Конечно, нет, те же и останутся. Или техническая оснащенность и интеллект повысится? Тоже нет.

Может, мы получим значительный экономический эффект от внедрения проекта по СРО? Никто ни словом, ни полусловом не обмолвился об этом. Или знаем, но молчим, чтобы не вспугнуть? Или не знаем, потому и говорить не о чем, типа - на авось все прокатит?



Можно было бы прикинуть, во сколько каждому обойдется эта затея, не сомневаюсь, что в лифтовой отрасли есть интеллектуалы, которые без большого труда смогут произвести подобные расчеты и представить нам на обозрение.

Уверен, что если авторами стратегии перехода лифтовых организаций на саморегулирование в полном объеме окажутся авторитетные и всеми уважаемые лидеры - идеологи лифтовой деятельности, то все мы будем готовы поддержать и подписаться под любыми, даже очень сложными программами.

Призываю всех приложить максимум усилий, чтобы поднять российскую лифтовую отрасль на уровень ведущих стран, где грамотно выстроены отношения между правительством и бизнесом лифтовой отрасли, где функционируют разумные правила и грамотные законы, где самый востребованный вид транспорта занимает достойное место в инфраструктуре.



Звоните!
8(499)343-27-33
8(964)647-88-49