8(926)353-03-60
Ежедневно: с 7:00 до 22:00
Главная Схема проезда
Звоните!
8(926)353-03-60

МПС

Важная и срочная информация о работе железных дорог нашей страны непрерывным потоком поступает в Главный вычислительный центр МПС. Электронно-вычислительные машины принимают ее, обрабатывают, записывают.

Каждое утро в рабочих кабинетах руководителей министерства загораются экраны дисплеев. На них высвечиваются строгие столбцы цифр данные о работе каждой дороги и всей сети. Информация размножается также на алфавитно-цифровых печатающих устройствах.

Так работает система «Дискор». Ее обслуживают инженеры, техники, электромеханики отдела терминальных устройств. Отдел этот по результатам социалистического соревнования за 1982 г. признан лучшим в ГВЦ.



Что же позволило коллективу отдела стать победителем в соревновании, в чем секрет отличной, без срывов работы? А секрета, как оказалось, нет. Есть четкий график круглосуточного дежурства, вовремя проводимые профилактические работы и ремонт, высокая дисциплина, понимание важности и ответственности выполняемых задач.

Прошлый год был для коллектива трудным. Получали новые машины ЕС1010, тут же демонтировали старые. Времени на отладку практически не было — информация должна была поступать к потребителям непрерывно. В машинном зале не хватало места и тогда всем отделом, не считаясь со временем, взялись за расстановку оборудования. Пересмотрели с десяток вариантов, измеряя до сантиметров габариты аппаратуры. Учитывали удобство работы с устройствами, возможность оперативных перованной ЭВМ «Урал-14Д» и состоит из блоков индикации, посредством которых визуально контролируются телеграфные линии, связывающие ЭВМ с абонентами. Любую линию можно подключить к контрольному дисплею, установленному в машинном зале. Теперь для проверки линий не приходится заходить в кабинеты, отрывать от работы руководителей.

Всего за неделю было изготовлено устройство сопряжения накопителей на магнитных дисках НМД ЕС5060. Установив только один дополнительный ТЭЗ с небольшими переделками, смогли увеличить объем памяти НМД в 2 раза и использовать реключений и, конечно, производственную эстетику.

Наладить новые ЭВМ решили самостоятельно, отказавшись от дорогостоящих услуг изготовителей.' Сделали это быстро — получив первую ЭВМ в июле, в августе пустили ее в эксплуатацию. В сентябре заработала и вторая ЭВМ. Экономия получилась значительная — свыше 6 тысяч рублей.

Когда в ГВЦ стало нехватать операторов для работы в ночную смену, инженерам отдела терминальных устройств предложили принять их функции на себя. Необходимые навыки освоили быстро, и теперь ночью дежурят только инженеры.

Рационализаторы отдела признаны лучшими в ГВЦ. Усовершенствования и разработки, сделанные ими, экономят денежные средства, машинное время, улучшают работу устройств.

Гордость рационализаторов — универсальное устройство для контроля телеграфных линий. Оно изготовлено в корпусе стойки демонти- использовать 4 диска с последовательной адресацией.

Переделка интерфейса УЦ-15 позволила использовать его с телеграфными линиями. Рационализаторы смогли найти способ восстановления блоков бойков АЦПУ ЕС71В4. Разработали также пульт для проверки накопителей на магнитной ленте НМЛ «ИЗОТ5003». Этот пульт можно подключать к накопителю и проверять основные его параметры.

Заканчиваются работы по внедрению межмашинного обмена. Он две« возможность записывать переданную по телеграфным линиям информацию в дополнительные ЭВМ и при необходимости оперативно на них переключаться. Это обеспечит сохранность информации при выходе из строя аппаратуры, а также повысит надежность всего комплекса системы «Дискор».

А вообще на счету рационализаторов отдела почти половина предложений, поданных за год в ГВЦ.

Рационализаторская мысль в отделе не стоит на месте. Разрабатывается схема обеспечения информацией руководства министерства при выезде на дороги. Предусматривается возможность передачи данных непосредственно из ЭВМ без промежуточных носителей. При этом будут использованы телефонные каналы связи и оконечная аппаратура дорожных вычислительных центров. Находятся в стадии завершения работы по сопряжению ЭВМ ЕС1010 с новыми накопителями на магнитной ленте.

Планов на будущее много, но основное на сегодняшний день — четкая бесперебойная работа всех устройств. Ее обеспечивает единый дружный коллектив отдела.

Тон задают ветераны — И. Д. Лазарева, И. Л. Розенберг, Н. К. Семенова, П. П. Сиротин, Л. А. Калмыкова Все они пришли сюда после окончания института молодыми инженерами. Теперь это опытные специалисты, добрые наставники молодых, Они всегда готовы помочь, заметить и одобрить даже маленький успех своих подопечных. Моральный климат, созданный ими, стал благо

Заведующий группой А. М. Фокин — один из ведущих специалистов отдела, лучший рационализатор ГВЦ. Любые вопросы он решает быстро, инициативно, увлекая своей энергией Других. Добросовестно трудятся электромеханики В, Л. Василевский, В. А. Миронов, техники М. В. Антонова, Р. А. Ершова.

Словом, коллектив в отделе подобрался отличный. Ему уже 12 лет. За это время увеличилось количество аппаратуры, пришла новая техника, значительно вырос объем информации. Многое изменилось, но неизменными остались отношение к труду, преданность родному коллективу, в котором, как сказал его руководитель В. В. Зубков, «лучшие — все».

ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ

С каждым годом развивается экономика северных районов нашей страны — Карельской АССР и Мурманской области. Эти районы связаны с Москвой н Ленинградом Октябрьской железной дорогой.

Петрозаводская дистанция расположена на главном ходу магистрали. От ее работы во многом зависит, насколько быстро и качественно будут осуществляться перевозки народнохозяйственных грузов.

В 1981 г. дистанция отметила свое пятидесятилетие. Ее техническое развитие, как и многих других дистанций сети, начиналось с электрожезловой системы, которая до 1959 г. была здесь основной системой связи по организации движения поездов. К 1965 г. на всей дистанции была введена в эксплуатацию релейная полуавтоматическая блокировка.

Шло время. На смену полуавтоматике пришла автоблокировка, широкое внедрение получила электрическая централизация.

Совершенствование технического оснащения дистанции продолжается...

С развитием Петрозаводской дистанции неразрывно связано имя Ивана Елисеевича Кирикова. В 1939 г. шестнадцати летним юношей пришел он в радиоузел станции Петрозаводск. Но недолго пришлось ему работать здесь. С первых дней войны Кириков в действующей армии. За активное участие в боевых операциях он был награжден двумя орденами Красной Звезды и тремя медалями.

После увольнения из рядов Советской Армии Кириков снова в Петрозаводской дистанции. То было трудное время восстановления народного хозяйства. В эти годы он вступил в ряды КПСС.

Длительное время Иван Елисеевич работал старшим электромехаником на различных участках. И когда в 1960 г. на дистанции была создана бригада по новым работам, возгладатной почвой для профессионального роста молодых специалистов: старших инженеров М. А. Суровцева, О. Л. Певзнера, Г. С. Шибановой, инженера О. П. Шавгулидэе и других вил ее один из самых опытных специалистов — И. Е. Кириков.

Мне удалось встретиться с этой бригадой на маленьком (всего два дома) заснеженном разъезде Пред- медгорский в 150 километрах от Петрозаводска. На этой станции велась регулировка устройств ЭЦ. Встреча произошла за неделю до сдачи поста ЭЦ в эксплуатацию.

Хотя сроки выдерживались, все члены бригады старались скорее завершить работу, чтобы в оставшееся до пуска время еще раз тщательно проверить устройства.

— В каком состоянии дела? — переспрашивает Иван Елисеевич. — Нормально. Станция «дышит».

Лишь одна фраза, но за ней долгий и упорный труд...

В чем же заключается работа бригады на новом объекте, с чего она начинается? Об этом рассказывает начальник Петрозаводской дистанции Н. В. Назаров.

— Конечно, с получения задания. Техническая документация тщательно изучается бригадой в дистанции; для осмотра местных условий выезжает бригадир. Потом на объект завозятся необходимые для строительства, монтажа и регулировки материалы и перегоняется вагон, в котором предстоит жить бригаде. На этом подготовительный этап закончен

Работы, выполняемые бригадой, самые разнообразные. Это установка и монтаж светофоров, батарейных шкафов, электроприводов, пультов управления, это и регулировка рельсовых цепей.

На некоторых объектах работу приходится начинать с нулевого цикла, т. е. копать траншеи, прокладывать кабель. Когда монтажные работы подходят к концу, на объект выезжает главный инженер дистанции с тщательно выверенной технической документацией. Станцию «ставят на макет», проверяют все зависимости, приводят псе в соответствие с нормами и документацией. Затем к релейным штативам подключают напольные устройства.

На время пусконаладочных работ создаются отдельные группы по регулировке стрелок, светофоров и рельсовых цепей. В них включаются члены бригады по новым работам и эксплуатационники. Все работы выполняются строго по графику переключения устройств для каждой конкретной станции. В графике по часам расписаны все операции на период пуска. После тщательной проверки действия устройств электрическая централизация сдается в эксплуатацию. А бригада по новым работам переезжает на новый объект...

Работа подчинила себе жизненный уклад этих людей. Ввод в эксплуатацию новых станций — дело нелегкое. Ведь объекты находятся за десятки, а то и сотни километров от Петрозаводска Вот и приходится тогда жить бригаде в маленьком вагончике, вдали от городских удобств, порой не видясь с семьями по нескольку дней, а во время пусков — и недель.



Бригадир всегда заботится о бытовых условиях людей и использует малейшую возможность для их улучшения. В вагончике есть радио и телевизор, газеты и журналы.

Почетная должность в бригаде — повар. Вот уже двадцать лет делает все, чтобы вкусно и сытно накормить товарищей Анна Яковлевна Чуркина.

Бригада по новым работам состоит из семи человек. Помимо бригадира — старшего электромеханика, в нее входят три электромеханика и три электромонтера. В основном это молодежь.

Что же привлекает молодых в эту бригаду и удерживает в ней? На этот вопрос отвечает заместитель начальника дистанции А. К. Яковлев.

— Само ее название говорит о многом. Молодежь всегда и везде стремится к новому, передовому. На нашей дистанции бригада по новым работам является участком, первым встречающим новую технику. А ее надо осваивать и требуются знания, добросовестность, смекалка и трудолюбие. Все эти качества присущи членам бригады Кирикова. Нерадивых тут нет. Здесь делают все, чтобы молодежь становилась опытной, квалифицированной. Это хорошая школа для молодых.

А их наставник всегда на переднем крае, там, где трудно. Там, где необходимо умение мобилизовать себя и людей, настроить всех на ударную работу невзирая на нелегкие условия труда и сжатые сроки. Такой уж у него характер. Недаром он снискал почет и уважение среди товарищей по работе.

К фронтовым наградам Кирикова добавилась высокая награда за мирный труд — орден Октябрьской Революции.

...В том, что на всей Октябрьской магистрали от Москвы до ее самой северной точки — Мурманска — действует система электрической централизации, есть немалая доля труда тружеников Петрозаводской дистанции.

В БРИГАДЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Бригада монтажников аппаратуры проводной связи Лосиноостровского электротехнического завода имени Ф. Э. Дзержинского самая многочисленная на заводе. В коллективе вместе с учениками 38 человек. Средний возраст 25 лет.

Бригада успешно справляется с важными и ответственными заданиями. Завод изготовляет распредели¬тельно-усилительную стойку аппара¬туры станционной двусторонней парковой связи. Стойка является основным узлом этой аппаратуры. Большая заслуга монтажников в том, что выпускается она со Знаком качества.

Монтирует бригада и пульт электрической централизации малых станций, аппаратуру «Сигнал — пассажир», директорский коммутатор «Дон» на 22 абонента.

План систематически выполняется и перевыполняется. Залогом этого является высокая квалификация монтажников, деловая, дружная обстановка в коллективе.

Важную роль играет совет бригады, избранный на общем собрании. Это люди, имеющие большой стаж работы и пользующиеся доверием своих товарищей.

Каждый месяц собирается совет бригады для подведения итогов работы. Он устанавливает коэффициент трудового участия (КТУ) и вводит его в расчеты заработной платы и премий. Этот коэффициент служит не только для определения степени участия каждого рабочего в производственном процессе, но и воспитательным целям,

Ритмичная работа монтажников в немалой степени зависит от бригадира Анатолия Макаровича Бурлакова. Высококвалифицированный специалист, он и умелый организатор. Многие монтажники могут назвать его своим наставником. Мастерство бригадира оценено по достоинству — ему предоставлено право пользоваться личным клеймом.

Четко и рационально организована работа в бригаде. Рабочие места оснащены необходимым инструментом и снабжены материалами. Каждый вид работ заканчивает специалист, в совершенстве владеющий этой операцией. Среди таких специалистов следует назвать лучшую в бригаде наборщицу жгутов Л. В. Носову.

Отлично работают монтажники Г. К. Сидоров, В. М. Логинова, С. А. Денисов. Все они вместе с бригадиром стали победителями в заводском соревновании на звание «Лучший по профессии». Именно к ним обращаются за советом ребята, только начинающие свой трудовой путь.

Слаженно работает коллектив, монтажники при необходимости могут заменить друг друга на всех операциях.

В бригаде 25 ударников коммунистического труда. Эго высокое звание с честью носит и вся бригада.

ВСЕГДА НА ГРЕБНЕ НОВИЗНЫ

— В какой области автоматики Вы хотели бы работать? — последовал вопрос руководителя лаборатории.

— Хочу заниматься диспетчерской централизацией. — Ответ молодого человека был твердым, уверенным.

Да, диспетчерской централизацией! Об этой работе Николай Федорович Пенкин мечтает уже давно и стремится к ней не по чужой подсказке, а по собственному убеждению, большому желанию. Но сбудется его мечта не скоро.

...Интерес к железной дороге возник еще в школьные годы, когда всем классом ходили на экскурсии в депо и на станции ленинградского узла. Окончив школу, поступил стрелочником на одну из станций Октябрьской дороги. Было это в далеком 1930 году.

За немногие годы постиг специальности стрелочника, составителя поездов, дежурного по станции, диспетчера. В свои 22 года руководил движением поездов на напряженных участках. Казалось, человек на своей стезе. Но вскоре Николай Федорович делает крутой поворот в своей профессии.

Закончив службу в рядах Советской Армии (кстати, он здесь тоже был поездным диспетчером), поступает в Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи. Его заинтересовала техника автоматики, и он решил познать «глубинку» всех тех аппаратов, на которых ранее ему как движенцу приходилось пользоваться рукоятками и кнопками.

В новом направлении был сделан первый шаг. Затем эта техника увлекла, поглотила полностью.

Пройдут многие годы, он станет известным ученым, одним из ведущих специалистов в области создания принципиально новых систем железнодорожной автоматики, но то изначальное, приобретенное им на «движенческих» постах, будет помогать ему в разработке самой практичной техники.

После окончания ЛЭТИИССа Николая Федоровича направляют работать в службу сигнализации и связи Московского метрополитена. Уже' с опытом старшего электромеханика, старшего инженера, начальника технического отдела службы поступил он в 1946 году в аспирантуру ВНИИЖТа. После защиты кандидатской диссертации был зачислен на должность научного сотрудника в отделении связи и СЦБ ВНИИЖТа. С тех пор прошло 35 лет. Институт стал для него вторым домом, коллектив лаборатории — второй семьей.

Пенкин еще не скоро получит «добро» заниматься диспетчерской централизацией. Будут неустанные поиски в области автоматической локомотивной сигнализации и автостопа. Будут горечи неудач и радости первых успехов. И на всю жизнь останется памятным 1952 год, когда в числе других авторов за разработку и внедрение на железных дорогах автоматической локомотивной сигнализации с автостопом он будет удостоен Государственной премии СССР. Работа рядом с известными учеными А. М. Брылеевым, Н. М. Фонаревым, А. А. Танцюрой упрочила и обогатила его знания, расширила кругозор в области радио, связи, полупроводниковой техники.

Разработкой новых систем диспетчерской централизации Николай Федорович занялся в начале 50-х годов. В то время в институте была организована специальная лаборатория. В основное творческое ядро этого коллектива вошли кандидаты технических наук М. П. Красников, К Ф. Пенкин, И. М. Кутъин, С. Б. Кар- вацкий, В. Я. Соболев, инженер Н. Г. Егоренков и другие.

Первым шагом на пути создания новых систем ДЦ явилась разработка полярно-частотной диспетчерской централизации (ПЧДЦ). В ней впервые для осуществления кодового управления была применена электроника. Использование новой элементной базы обеспечило более быстрое действие кодовых устройств (по управлению в два, а по извещению — в пять раз). Возросли емкость и дальность действия системы.



В 1960 году лабораторию возглавил Н. Ф. Пенкин. Под его руководством продолжается работа по упрощению и удешевлению частотной системы ЧДЦ-ЦНИИ, созданию принципиально новых устройств. Система диспетчерской централизации с циклическим контролем получила название «Нева». Она позволяет полностью осуществлять централизованное управление движением поездов на участках любой протяженности и конфигурации, при любом виде тяги. Параллельно с разработкой системы ДЦ лаборатория уделяет много внимания вопросу использования кодового управления в устройствах электрической централизации.

Под руководством Н. ф. Пенкина и при его непосредственном участии в сжатые сроки была разработана и внедрена на дорогах система диспетчерской централизации «Луч». По своим эксплуатационным показателям она находится на уровне лучших образцов аналогичных устройств, применяемых на дорогах других стран.

Круг деятельности Николая Федоровича не ограничивается областью диспетчерской централизации. Блестяще владея специальными знаниями в области электроники, радиотехники, теории электрических цепей и электрической связи, он проводит ряд важных теоретических исследований и научных разработок, касающихся автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации для электрифицированных железных дорог. Среди них — кодовая автоблокировка и локомотивная сигнализация на частоте 25 Гц.

Исследования и разработки Н. Ф. Пенкина, его печатные труды широко известны у нас и за рубежом. О» автор более 30 изобретений, ему присвоено звание «Заслуженный изобретатель РСФСР». За проектирование и осуществление автоматизации управления движением поездов на железнодорожной линии Карымская — Владивосток — Находка Пенкин в числе других специалистов удостоен премии Совета Министров СССР 1980 года.

На протяжении многих лет Н. Ф. Пеикин является бессменным членом редколлегий журналов «Автоматика, телемеханика и связь», «Вестник ВНИИЖТа», членом редакционного совета издательства «Транспорт».

..Сегодня сотрудники, коллеги, друзья поздравляют Николая Федоровича с 70-летием, от души желают ему доброго здоровья и новых творческих успехов,

У Николая Федоровича много новых задумок, интересных задач. Он с увлечением работает над созданием новой системы диспетчерской централизации с отображением на табло диспетчера номеров поездов. Эта задача решается на основе применения интегральных микросхем, с использованием микропроцессорной техники.

Николай Федорович обладает очень важным даром ученого -— чувством нового, перспективного. Это помогает ему на протяжении многих лет постоянно быть на гребне новизны, опережать время.



Звоните!
8(926)353-03-60