8(926)353-03-60
Ежедневно: с 7:00 до 22:00
Главная Схема проезда
Звоните!
8(926)353-03-60

Поездная радиосвязь

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТРОЙСТВ ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ НА ОДЕССКОЙ ДОРОГЕ

С каждым годом возрастают требования к поездной радиосвязи как к важному средству обеспечения безопасности движения поездов. Служба сигнализации и связи и лаборатория автоматики, телемеханики и связи Одесской дороги уделяют большое внимание повышению ее качества и надежности работы, устранению зон неуверенной радиосвязи. В этой статье мы узнаете об опыте эксплуатации устройств ПРС.

На основных пассажирских и грузовых направлениях дороги используются радиостанции ЖР-К-СП (43РТС-А2-ЧМ). Начиная с 1980 г. на дистанциях внедрены паспорта, в которых отражены все характеристики радиостанций и других устройств поездной радиосвязи. Один из самых важных параметров, отраженный в паспорте,— уровень сигнала ПРС между радиостанциями соседних станций н между стационарной радиостанцией и радиостанцией на локомотиве, движущемся вдоль перегона. Измеряя уровень сигналов передачи и приема между соседними станциями, определяют затухание канала радиосвязи, которое должно быть равно примерно расчетному (затухание рассчитывается по инструкции ЦШ 2901, дополненной дорожной инструкцией). Это говорит о правильной настройке элементов высокочастотной обработки антенных систем и стационарных радиостанций. В общей схеме проверки имеются контрольные точки. Они выбраны таким образом, что измерения в этих точках позволяют определить неисправный узел — блок радиостанции, коаксиальный кабель, элемент высокочастотной запитки и др.



В дорожной лаборатории разработана и включена в инструкцию методика проверки ПРС на перегоне. Она основана на зависимости затухания между стационарной и локомотивной радиостанциями от затухания между стационарными радиостанциями при использовании волноводных систем. Согласно этой методике можно один раз проверять затухание на локомотивной радиостанции при движении локомотива по перегону и вносить данные в паспорт. Затем сопоставив их с результатами измерений затухания между стационарными радиостанциями этого же перегона, в дальнейшем на локомотивной радиостанции затухание не измерять, а лишь контролировать и выдерживать уровни между стационарными радиостанциями. Локомотивные радиостанции достаточно проверять на контрольном пункте в локомотивном депо согласно технологическому процессу, т. е. выполнять так называемую объективную проверку локомотивных радиостанций.

Кроме того, измерения на локомотивной радиостанции при движении локомотива по перегону можно не делать, а гораздо эффективнее совместно с проверкой уровней сигналов между соседними стационарными радиостанциями проверять и уровни сигналов, приходящих на эти же станции от радиостанций локомотивов, находящихся на перегоне.

Преимущество такого метода заключается в следующем.

Уровни сигналов, приходящих от радиостанций локомотивов, находящихся на перегоне, можно измерить на двух и более стационарных радиостанциях. При этом стационарные радиостанции не мешают друг другу, так как они работают только на прием, причем измерения можно повторять от других локомотивов (т. е. получить усредненные значения). Это особенно важно при проверке участков с низкими уровнями — «мертвых зон». Далее, если применяются волноводные системы, уровни сигнала, поступающего на стационарную радиостанцию со стороны локомотивной, меньше, чем уровни, поступающие на локо-мотивную радиостанцию от стационарной (при работе их между собой). Об этом свидетельствует анализ формул и практических измерений. Поэтому, если при измерениях на стационарной радиостанции получаются удовлетворительные значения уровней сигналов от локомотива, движущегося вдоль этого перегона, измерения на самом локомотиве не нужны.

Практика показала, что на волноводе с использованием ДПР и ВЛА при расстояниях между стационарными радиостанциями не более 15 км уровни сигналов между ними составляют не менее 150 мВ, а на локомотиве, находящемся на середине перегона (при удалении его от ВЛА и ДПР не более 20 м),— не менее 15 мВ. При неправильной настройке согласующих и запирающих контуров, а также при отступлениях от типовых проектов в выполнении индуктивных запиток и конструкций ВЧ обходов питающих пунктов и тяговых подстанций эти результаты оказываются намного ниже. Приведя все эти конструкции к норме, можно сразу повысить уровни сигналов в 50... 100 раз.

Измерять уровни сигналов между соседними станциями надо не менее двух раз в год, корректируя при этом паспорта, практически при каждом выезде электромеханика на станцию.

Для измерения уровня полезного сигнала на выходе и на входе стационарной радиостанции ЖР-ЗМ применяются милливольтметры В3-38 и В3-39, подключаемые к антенне через тройник. Если необходимо измерить уровень полезного сигнала на входе локомотивной радиостанции при движении локомотива по перегону, используется приемник радиостанции ЖР-ЗМ, к которому подключается усилитель постоянного тока УПТ . На выходе УПТ включается измерительный прибор типа Ц4315, установленный на пределе «100 мкА» постоянного тока.



Усилитель выполнен на отдельной плате, питание подается от радиостанции ЖР-ЗМ. Приемник с приставкой УПТ калибруется в КРП. Для расширения н фиксации предела измерений в приемнике ЖР-ЗМ необходимо установить ступенчатый регулятор чувствительности. Днод 2-Д4 при калибровке и измерениях отключается от схемы АРУ приемника.

Для измерения затухания соединительного кабеля типа РК между АСУ и стационарной радиостанцией необходимо определить напряжение в начале н конце кабеля, отключенного от АСУ и нагруженного на эквивалентное волновое сопротивление 75 Ом. Эквивалентный резистор R, выполнен из четырех параллельно соединенных резисторов типа МЛТ-2 сопротивлением 300 Ом каждое.

В качестве вольтметра может быть применен прибор типа Ц4315, который подключается к измеряемому кабелю через выпрямительное устройство .

Шкала прибора Ц4315 предварительно должна быть откалибрована по ламповому вольтметру в условиях КРП.

Если уровни сигналов намного больше, чем уровни помех, то они измеряются на входе радиостанции с помощью приборов ВЗ-38 или В3-39, подключенных к антенне через тройник. Если же уровни сигналов меньше 8 мВ, то они соизмеримы или меньше уровня помех, то измерения выполняют на выходе УПЧ приемопередатчика с помощью тех же приборов. На локомотиве, где нет электропитания 220 В, измерения выполняют с помощью прибора ВЗ-39 или ВЗ-55 на батарейном питании. Кроме того, измерения на локомотивной радиостанции можно делать с помощью специальной приставки.

При измерениях на выходе УПЧ приемопередатчика требуется калибровать измерительный прибор с помощью генератора стандартных сигналов, используя градуированную таблицу. Калибруют прибор в каждой позиции переключателя чувствительности и в каждом положении ступенчатого делителя применяемой приставки.

Все эти измерения проводятся работниками дистанции без участия специалистов группы радиосвязи лаборатории, которые, выезжая на линию, проводят лишь консультации по методам измерений.

Уже в этом году по инициативе и разработке службы и лаборатории внедрена схема централизованного контроля работы поездной радиосвязи на основных грузовых и пассажирских направлениях дороги. Для этого в ЛАЗе, расположенном в управлении дороги, установлена распорядительная аппаратура, дающая возможность с помощью специальной коммутации в любое время суток выйти на тот или иной диспетчерский круг и проверить подключение и связь всех стационарных радиостанций между собой и с локомотивами на перегонах. Эта проверка субъективная без измерения параметров, однако она дает представление о работе поездной радиосвязи на любом диспетчерском круге с уточнением зон отсутствия слышимости, состояние которых необходимо проверить в дальнейшем, Эти же устройства дают возможность руководству дороги связаться с локомотивом на перегоне в случае какой-либо аварийной ситуации до получения информации по проводным видам связи.



На дороге с участием главного специалиста ГТСС А. И. Ханина проведены испытания макетных образцов катушек индуктивности, которые могут использоваться для обработки трансформаторов, включенных в линию ДПР или в ВЛ-10, вместо контуров ЗК-4 и СК-6.

Опыт эксплуатации поездной радиосвязи на Одесской дороге показывает, что при высоком качестве обслуживания поездная радиосвязь в КВ диапазоне работает надежно.



Звоните!
8(926)353-03-60