8(926)353-03-60
Ежедневно: с 7:00 до 22:00
Главная Схема проезда
Звоните!
8(926)353-03-60

Российское лифтостроение

Макс Ваксман,

Президент Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций,

Президент Российского лифтового объединения, генеральный директор Щербинского лифтостроительного завода.

Не случайно традиция совместного празднования продолжается много лет. Лифтостроение как одна из подотраслей тяжелой промышленности очень тесно связана с машиностроением. Лифт - это тоже машина; достаточно сложный, современный механизм, который неустанно перевозит людей. Это такая продукция, которая востребована всегда, без нее невозможно прожить в многоэтажном современном городе. Лифт - самый массовый вид транспорта. По статистике, обыкновенные лифты за год перевозят пассажиров больше, чем все вместе взятые виды транспорта. На службе у человека и другие подъемно-транспортные механизмы - вертикальные и наклонные подъемные платформы для инвалидов-колясочников, подъемники для автомобилей, использующиеся на многоярусных автомобильных стоянках, грузовые и тротуарные лифты. А еще травелаторы, эскалаторы, фуникулеры... И, конечно, на нас, лифтостроителях, лежит большая ответственность, мы понимаем, что сохранение и развитие лифтовой отрасли жизненно важно для миллионов людей.



Финансовый кризис расшатал многие отрасли экономики, и выжить было очень непросто. Тем не менее, лифтостроение достойно сохранилось на фоне общего упадка машиностроения в России. Если сравнивать с другими промышленными отраслями, то не очень много найдется таких предприятий, которые выстояли и успешно работают, развивают свое производство. Конечно, можно было пойти и по иному пути - покупать лифты за рубежом. На нынешнем рынке подъемно-транспортного оборудования достаточно жесткая конкуренция - есть масса предложений от зарубежных производителей, ждут - не дождутся, чтобы мы потеснились, уступили свои позиции. Тут и Китай, и Италия, и Беларусь - много желающих, очень много. Если мы сейчас сбавим темпы производства лифтов, то данная ниша тут же будет заполнена продукцией конкурентов. Это необходимо четко осознавать, в том числе и как стимул для дальнейшего развития отечественного лифтостроения.

Уже сейчас у нас явное преимущество перед западной продукцией в категории лифтов эконом-класса. Наши лучшие лифты по уровню качества, надежности и безопасности не уступают мировым стандартам, и что особенно важно, адаптированы к российским условиям эксплуатации и требованиям безопасности. А российские стандарты безопасности значительно более жесткие, чем европейские, что в определенном смысле является для нас также конкурентным преимуществом.

Конечно, в отношении лифтов бизнес-класса конкурировать тяжелее. Но, тем не менее, мы подтягиваемся, используем комплектующие передовых зарубежных фирм. И уровень качества лифтов у нас с каждым годом растет, они все более конкурентоспособны. Сейчас Щербинский лифтостроительный делает инновационные комфортабельные лифты марки «Wellmaks». Мы считаем, что благодаря производству этих современных машин мы сможем занять нишу лифтов бизнес-класса - выпустим на рынок высоко-качественные лифты по хорошей цене.

В лифтовой отрасли России работают высококвалифицированные специалисты, талантливые инженерные кадры. Они совершенствуют и обновляют конструкции и технологию производства подъемно-транспортного оборудования с учетом главных тенденций мирового лифтостроения. Кроме того, в конструкции современных российских лифтов заложены и передовые технологии энергосбережения. Недавно серийные пассажирские лифты производства ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» были признаны соответствующими стандарту VDI 4707 по энергетической эффективности и получили европейский сертификат качества TUV SUD. Это высокая оценка, гарантирующая безопасную и экономичную работу щербинских лифтов.

Российские лифтостроители всегда прочно занимали свои позиции на лифтовом рынке, и сегодня наши производственные мощности даже не используются в полную силу. Правда, во второй половине текущего года, благодаря действию Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и всплеску активности в строительстве, у нас появилось много работы. Для лифтовиков замена старых лифтов - вообще громаднейший резерв. Но, к сожалению, из-за недостаточного финансирования этой программы, мы все время ощущаем, что спрос на лифты отстает от возможностей производства. Такой парадокс - с одной стороны, лифтовый парк страны катастрофически устарел, и требуется срочная массовая замена отработавших свой срок машин, с другой - заказы на лифты не поступают, потому что не хватает финансовых средств. Но все же 185-й закон дал нам возможность как следует поработать два года, надеемся, что эта тенденция продолжится, ведь сегодня мы заменяем лифтов меньше, чем их изнашивается. Мы уже не успеваем. 1985-й год и вся последующая пятилетка - это период активного жилищного строительства, а, следовательно, и самые большие поставки лифтового оборудования - где-то порядка 25 000-30 000 лифтов в год, сейчас заканчивается их 25-летний срок.

Несмотря на все объективные трудности, российская лифтостроительная отрасль продолжает развиваться. В том числе это и строительство новых предприятий. Не взирая на экономический кризис, в настоящее время в Серпухове строится самый крупный лифтостроительный завод в России. Кстати, здесь и запланировано массовое производство лифтов бизнес-класса «Wellmaks». Кроме того, создаются небольшие совместные лифтовые предприятия, это тоже благоприятный путь. Наш рынок таков, что он постоянно привлекает внимание, поэтому будущее у лифтостроения достаточно перспективное, человеку без лифта никак не обойтись.



В развитии лифтовой отрасли большое значение имеет процесс саморегулирования. Уверен - все, что касается деятельности лифтовиков, должно быть собрано в единый кулак. Мы уже движемся по этому пути, создав Национальный союз лифтовых саморегулируемых организаций, куда вошли все участники технологической цепочки - производство, монтаж, сервис, эксплуатация, инженерные центры. Следующий шаг, который необходимо сделать - это добиться того, чтобы саморегулирование в лифтовой отрасли стало обязательным. Надо, чтобы все участники лифтового рынка подчинялись единым правилам и требованиям. Саморегулирование предполагает, что мы будем сами их разрабатывать и осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями, которые распространяются на лифт. Должны быть сквозные правила для всего процесса - от проектирования и до утилизации. Лифт является социально значимым и при этом опасным объектом. Им пользуются самые разные, не всегда подготовленные и воспитанные пассажиры, но в любом случае лифт обязан быть полностью безопасным. Поэтому правила изготовления и эксплуатации, ГОСТы должны быть строгими и едиными для всех. Обязательность участия в саморегулировании - непременное условие единства и эффективного взаимодействия всех участников лифтового комплекса.

Есть мнение, что для успешного развития лифтовой отрасли она должна стать не только единой, но и более самостоятельной. Я с этим абсолютно согласен. Безусловно, лифтовики всегда тесно взаимодействовали со строительством, машиностроением и жилищно-коммунальным комплексом. Эта связь сохранится. Но то, что касается непосредственно подъемно-транспортного оборудования, должно быть объединено. За примером далеко ходить не надо - есть многолетний опыт передовых зарубежных фирм. Возьмем OTIS - первую в мире лифтовую компанию. У нее все - проектирование, изготовление, монтаж, сервис - находится в одной большой структуре. То же самое KONE, Schindler и др. У нас, к сожалению, все разбросано, поэтому мы и хотим все собрать воедино. Сложная это задача. Ее многократно, но безуспешно пытались решить еще во времена Советского Союза. Тогда одно министерство отвечало за производство, другое - за монтаж, третье - за сервис. С советских лет и идет раздрай.

В октябре должен вступить в силу основополагающий документ для всех лифтовиков - новый Технический регламент «О безопасности лифтов», фундамент более продуманной и усовершенствованной нормативной базы в лифтовой отрасли.

Он содержит правила, методы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов требованиям безопасности и их энергетической эффективности.

Очень важно, что новый Технический регламент ставит заслон недобросовестной работе и просто халтуре, которые все еще ощущаются в производстве, сервисе и монтаже подъемно-транспортных машин. Поэтому важно выбирать в качестве партнеров надежных и проверенных поставщиков лифтов и лифтового оборудования, которыми являются ветераны и лидеры отечественного лифтостроения - российские лифтостроительные заводы.

Обращаясь к деятельности Щербинского лифтостроительного завода, могу сказать, что для нас самая серьезная задача - освоение возросших почти в два раза объемов производства лифтов, сохраняя на должном уровне качество их изготовления. Сейчас мы делаем больше тысячи машин в месяц. Для успешного выполнения наших обязательств надо организовать производство, мобилизовать народ. Это - напряженная работа, четкость, дисциплина. Людей маловато, но они справляются. Еще одна проблема в том, что снабжающие нас комплектующими партнеры-смежники не в состоянии обеспечить наши возросшие объемы производства, поэтому приходится подыскивать другие источники, использовать резервы.

Особое внимание - на так называемый кубинский заказ, который делается на кредит, выделенный Правительством РФ для Республики Куба. Мы должны изготовить и отгрузить в этом году 115 пассажирских лифтов. Очень ответственная работа, важный заказ. Мы надеемся, что и в дальнейшем завод будет делать машины для Республики Куба, потому что там, как и в России, тоже очень устаревшее лифтовое хозяйство, и большая проблема с заменой лифтов. Естественно, они будут пытаться продлить контракт. Кстати говоря, это второй кубинский заказ российским лифтостроителям. Три года назад лифты для Острова Свободы делал Карачаровский механический завод. В этот раз выбрали нас.

Сегодня самая перспективная продукция Щербинского лифтостроительного завода - лифты бизнес-класса «Wellmaks», вертикальные и наклонные инвалидные подъемники для категории маломобильных граждан. Идет усовершенствование конструкций и технологии изготовления наших серийных машин, чтобы при повышении качества и производительности труда обеспечить снижение трудоемкости и металлоемкости их изготовления.



Мы уверены, что наша продукция, уже давно успешно конкурирующая на мировом лифтовом рынке, будет служить долго и надежно, подтверждая высокий уровень качества и безопасности российских лифтов.

В связи с празднованием Дня машиностроителя хотелось бы от всей души поздравить коллег-лифтовиков, работников лифтовой отрасли, и пожелать им удачи, новых трудовых свершений, неустанного творческого поиска и, конечно, здоровья и оптимизма!

Лифтовики всегда представляли собой единое, очень дружное сообщество, потому что специфика нашей работы не позволяет действовать «кто в лес, кто по дрова». Поэтому я призываю и дальше в рамках вновь созданного Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций собираться вместе, сообща решать все вопросы и готовиться к международной специализированной выставке «Лифт Экспо Россия». Мы должны показать новые интересные образцы, чтобы не ударить лицом в грязь и достойно представить себя на рынке подъемно-транспортного оборудования.

Так что главное - работать, работать и работать, развиваться и совершенствоваться, чтобы отечественное лифтостроение по-прежнему было на высоте.



Звоните!
8(926)353-03-60